Каждый современный автомобиль независимо от того легковой он или грузовой имеет блок управления электроникой, который контролирует работу мотора, коробки передач, систему удаления отработанных газов. ЭБУ осуществляет сбор данных с датчиков и основных узлов, которые влияют на эксплуатационные характеристики автомобиля. При отклонении полученных параметров от нормы система производит их корректировку с учетом скорости движения, характеристик топливной смеси, особенностей работы двигателя и прочих критериев.
Автовладелец не замечает работы ЭБУ, но он включается в действие сразу после запуска мотора, а на некоторых транспортных средствах, даже после остановки двигателя система проводит контроль. 
Практически все машины, выпущенные в США, начиная с 1996 года, работают по протоколу OBD-II. Это относится к грузовикам и легковым моделям. Данный стандарт был внедрен для того, чтобы осуществлять диагностику различных электронных систем ТС. 


ЭБУ снабжено контролером, который при обнаружении неисправностей работы откликается на них по средствам срабатывания индикатора – Check-Engine. Все ошибки закодированы и остаются в памяти устройства. Некоторые ошибки сохраняются с фиксацией времени их обнаружения. Такая опция называется стоп – кадр. 
Автовладелец должен сразу же после срабатывания индикатора провести тестированиеавтомобиля. 

Компьютерная диагностика автомобиля проводится при помощи современных сканирующих устройств, которые подключаются к гнезду OBD-II. Автосканер фиксирует код неисправности, а диагност в свою очередь расшифровывает его при помощи инструкции по эксплуатации автомобиля. В мануале содержится несколько сотен различных ошибок, с их подробным описанием и тех действий, которые нужно выполнить для их устранения, также указываются те звенья, которые нужно дополнительно протестировать. Важно знать, что сама по себе ошибка не говорит о том, какой конкретно узел неисправен. Она лишь показывает диагносту, где произошел сбой и какой параметр отклонился от нормы. Для нахождения причины неисправности специалисту нужно будет проделать целый ряд характерных манипуляций. После устранения неполадки, счетчик сбрасывается. В принципе при наличии диагностического оборудования высокого уровня автовладелец может провести диагностику самостоятельно и устранить неполадки. 


Сработала лампа «Check-Engine»: что делать?

Во-первых, если индикатор зажегся после заправки, то следует выяснить, надежно ли закрыта крышка топливного бачка. Если причина в этом, то лампа погаснет после ряда поездок. Если все-таки причина кроется в другом, то стоит провести диагностику. Для этого следует обратиться на СТО или приобрести диагностическое оборудование (недорогое сканирующее устройство, поддерживающее интерфейс OBD-II). Конечно, за диагностику придется заплатить, хотя на некоторых станциях, эта манипуляция проводится бесплатно, при условии покупки запчастей или проведении ремонтных работ на месте. Если вы проводите диагностику самостоятельно, то выявив код неисправности, отыскать его можно в интернете. Важно знать, что если своевременно не устранить неисправность, то даже небольшие сбои в работе ЭБУ могут привести к серьезным проблемам в дальнейшем. 

Можно ли эксплуатировать автомобиль при включенном индикаторе

Ответить на данный вопрос однозначно нельзя. Так как все зависит от конкретной проблемы. В любой случае, даже мелкую неисправность следует устранить как можно быстрее. 
К примеру, при неисправном состоянии датчика кислорода изменяется состав топливной смеси. Если рассматривать обеднение смеси, то ЭБУ, пытаясь устранить проблему, подает больше топлива, поэтому значительно возрастает его расход. Если своевременно не выявить и не устранить проблему, то это может привести к значительным поломкам двигателя, ремонт которого, как правило, очень дорогостоящий. Также индикатор может мигать. Такое состояние «чека» говорит о том, что в моторе возникают пропуски зажигания. Причина может скрываться в неисправных свечах зажигания или повреждении проводки.

Что нужно знать об индикаторе «Check-Engine»

Некоторые автомобилисты, пытаясь избавиться от проблемы срабатывания индикатора, отключают аккумуляторную батарею. Данная манипуляция может помочь устранить ошибку. Но, если через некоторое время лампа опять загорелась, значит, проблема все-таки есть и без помощи диагностов вряд ли удастся обойтись.

Если после тестирования автомобиля при помощи сканера ошибку устранили, то «чек» погаснет. Иногда требуется несколько минут езды или несколько заездов на автомобиле после устранения неисправности, чтобы индикатор исчез. Это связано с тем, что ЭБУ требуется время для тестирования системы и отладки ее работы. Если все-таки «чек» не гаснет, значит, проблема не исчезла и нужно продолжать ее поиск. 

«Чек» может загореться в случае переизбытка топливной смеси в бачке. Поэтому заправлять автомобиль лучше до 1 щелчка пистолета. 

Важно знать, что все транспортные средства, работающие по протоколу OBD-II, имеют одинаковые значения кодов ошибок. Единственное различие может возникнуть в расшифровке кодовых элементов тем или иным производителем. При этом суть в любом случае будет одна. 


Коротко о стоп – кадре

Стоп кадр – это снимок основных параметров мотора и трансмиссии в период возникновения неполадки. В данном случае в памяти сохраняется не столько стоп-кадр, но и код неполадки.  Стоп – кадр оказывает, что происходило с автомобилем в момент возникновения ошибки, а точнее  как происходила его эксплуатация. Наличие такой опции очень полезно. Так диагност может обнаружить нарушения в работе ЭБУ в максимально сжатые сроки. К примеру, в памяти зафиксирован код ошибки РО116. Стоп – кадр для него может показать непосредственно 2 температуры: охлаждающей жидкости и воздуха. К примеру, первый параметр – 40 градусов, второй – 84 градуса. Понятно, что такого быть не может, поэтому причина может скрываться в неисправном датчике температуры мотора или в ненадлежащем контакте в нем.  


Есть диагностическое оборудование. Как использовать его для поиска неисправностей?

Диагностика ЭБУ транспортного средства для обнаружения кодов ошибок:
1.    Для начала необходимо найти диагностическое гнездо OBD-II. Обычно оно называется DLC и располагается в пределах 1 метра от водительского места. Зачастую оно находится под панелью приборов. Производители некоторых моделей авто закрывают гнездо специальной пластиковой крышкой. Несмотря на это, его месторасположение не меняется. Также DLC  может прятаться под пепельницей или находиться возле предохранителей. Производитель на некоторых машинах Volkswagen расположил гнездо под крышкой на центральной консоли. При этом для удобства обнаружения гнезда нанесена соответствующая маркировка. 
2.    После обнаружения гнезда к нему стоит подключить оборудование. Тестирование ЭБУ автомобиля длиться несколько минут. После подсоединения сканера и включения зажигания прибор начнет искать ошибки. Если сканер позволит получить стоп-кадр, то это сэкономит время на тестирование. Для более подробной проверки системы стоит сканировать ошибки в ручном режиме. 

Сразу же после восстановления кода ошибки стоит отыскать вышедшую из строя деталь. Это связано с тем, что сканер предоставляет только определенный код, обозначающий параметр, вышедший за пределы нормы. Автомобиль – это сложная система, узлы и агрегаты которой находятся с тесной взаимосвязи. Поэтому обнаруженная ошибка может свидетельствовать о целом ряде причин. 

Способы выявления проблемного кода

Важно понимать, то сам по себе код ошибки ни о чем не говорит, только после комплексной диагностики можно узнать, какие конкретно детали требуют замены. После того как удалось получить код, следует полностью проверить систему или датчики, с которыми он может быть связан. Для этого стоит воспользоваться мануалом на автомобиль. Если вы не располагаете необходимыми устройствами и мануалом по эксплуатации, не торопитесь расстраиваться. Ведь многие проблемы отражены в сети интернет. Зачастую, автовладельцы, столкнувшиеся с какой-либо проблемой, описывают ее в подробностях. Стоит отметить, что коды ошибок для OBD-II относятся к типичным, поэтому у пользователей появляются весьма неплохие шансы нахождения причины неисправности в сети. 
 К примеру, на автомобилях Хонда модель CR-V выявленный код РО134 обычно связан с выходом из строя переднего лямбда – зонда. 

У нас вы можете купить автомобильный сканер OBD-II

В нашем каталоге вы найдете сканирующее автомобильное оборудование, работающее с интерфейсом OBD-II. Мы предлагаем оборудование высокого качества от ведущих производителей по доступной цене. В нашем каталоге представлены варианты для любителей, стоимость которых немного превышает 20$, модели для профессионалов. Также у нас вы найдете адаптеры с ПО. Кроме того, существуют также устройства для Айфонов и сматртфонов, работающих на базе Андроида. Стоимость адаптеров с ПО для ноутбуков колеблется в пределах 50-450 долларов. конечная цена прибора зависит от функциональных возможностей. Тем потребителям, у которых есть диагностические навыки или технические знания, мы советует обратить внимание на устройства с ПО с возможностью отображать параметры в режиме реального времени. Важно знать, что диагностические устройства OBD-II не тестируют подушки безопасности и ABS. Проверку указанных систем проводят при помощи мультимарочного или дилеровского оборудования. 

Как предотвратить ошибки двигателя «чека»

Данные советы помогут избежать наиболее частых ситуаций, при возникновении которых обычно загорается лампочка «Check-Engine»:

  • Заполнение топливного бачка до оптимального уровня. В противном случае могут возникнуть проблемы с системой испарения, основным предназначением которой является поглощение газов, а не топлива, что приведет к срабатыванию сигнальной лампы;
  • Плотное закрывание крышки топливного бачка;
  • Своевременная замена масла в моторе также поможет исключить возникновение проблемы. Помните, что нужно не только менять масло, но и масляный фильтр, а также при каждой смене проводить промывку инжекторов;
  • Регулярная замена воздушного фильтра. Очень важно, чтобы он был правильно установлен. В противном случае загрязненный воздух будет попадать в двигатель, что приведет к выходу из строя датчика массового расхода воздуха. Следует использовать оригинальную продукцию или комплектующие надежных производителей;
  • Проверка системы зажигания и основных ее узлов, систем. Поломки в моторе могут возникнуть по причине старых свечей, засорения дроссельной заслонки, повреждения проводов зажигания;
  • Надлежащее состояние электроники. Все провода и контакты следует оградить от возможности попадания на них влаги. Для этого лучше держать электронику в сухом состоянии. Это позволит избежать возникновения коррозии, а, следовательно, и серьезных проблем с двигателем автомобиля;
  • При выполнении ремонтных работ лучше использовать оригинальные запчасти и комплектующие. Иначе некоторые детали могут иметь низкую совместимость, что приведет к срабатыванию «чека».